RSS

Противодействие терроризму




СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ

СУБКУЛЬТУРЫ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

И МОЛОДЕЖИ

Возрастающее значение информационно-телекоммуникационных технологий в общественной жизни и сфере государственного управления актуализирует проблему распространения экстремистской идеологии в молодежной среде, которая выступает одновременно основным источником и потребителем информации.

В российских социальных сетях в день появляется порядка 30 миллионов общедоступных сообщений (так называемых постов), например, в русскоязычном сегменте Twitter зарегистрировано 1,5–2 млн активных аккаунтов и появляется от 8 до 12 млн новых сообщений ежедневно; 14 млн блогов насчитывается в «Живом Журнале» (150–200 тыс. записей в день);60 млн активных аккаунтов в социальной сети ВКонтакте (12 млн сообщений в день); 3 млн популярных аккаунтов в социальной сети Facebook (4–5 млн сообщений в день) и 7.5 млн русскоязычных аккаунтов Instagram (1–2 млн записей в день).

Важно, что только 5% пользователей пишут сами либо добавляют комментарии к чужим постам, т.е. большинство пользователей социальных сетей это потребители информации. Последнее объясняет многократные попытки государственного регулирования деятельности лидеров общественного мнения в сетевом пространстве[1], не имевшие значимого

практического эффекта в связи с применением исключительно административных методов управления деятельностью блогеров, а также отсутствием баланса между предоставленными им правами и возникающими обязанностями в связи с получением нормативного статуса «блогера»[2].

Выделяя виртуальную реальность социальных сетей в качестве самостоятельной сферы жизнедеятельности подростков и молодежи, необходимо оценить специфику рисков их вовлечения в экстремистскую деятельность.

При этом понятие «социальные сети» (применительно к социальным сетям в Интернете) употребляется в достаточно широком контексте, что зачастую приводит к размытости самого термина. К социальным сетям нередко причисляют форумы, сайты знакомств, онлайн-игры, и даже сайты, где просто есть возможность создания собственного «профиля».

К числу специфичных особенностей социальных сетей, позволяющим использовать их в целях распространения экстремистской идеологии, относятся:

возможность создания индивидуальных профилей пользователей, несущих конструктивно контент экстремистской направленности различного плана (фотографии, видеозаписи, аудиозаписи, текстовые файлы и т.д.);

возможность взаимодействия пользователей (посредством просмотра профилей друг друга, внутренней почты, комментариев и пр.) и активного обмена информацией экстремистского содержания;

возможность достижения совместной цели путем кооперации (например, через создание групп экстремистской направленности внутри социальных сетей);

возможность обмена ресурсами (к примеру, информацией экстремистской направленности);

возможность удовлетворения потребностей за счет накопления ресурсов (например, путем участия в социальной сети можно обзаводиться новыми знакомыми и тем самым удовлетворять потребность в общении)[3].

Приведенный перечень признаков в полной мере не позволяет четко очертить границы использования ресурсов социальных сетей в целях распространения информации экстремистской направленности и акцентируется внимание на главной функции социальных сетей – налаживании и поддержании социальных связей в целях распространения экстремистской информации.

Среди широкого спектра мотивов, подталкивающих подростков и молодежь к созданию аккаунта в социальных сетях, основным является коммуникативный (мотив общения). Помимо этого, социальные сети являются удобными для подростков и молодежи рекреационными зонами: имеет место ощущение свободы от контроля взрослых. Новозеландские

исследователи В. Хупер и Т. Калидас подошли к изучению

представлений о принятом и непринятом поведении в социальных сетях и отличии онлайн-взаимодействий от офлайн с позиции теории социального научения. Авторы выявили основную отличительную черту онлайн-поведения от офлайн:

в общении в социальных сетях гораздо меньше ограничений,

чем в реальной коммуникации (лицом к лицу)[4]. В социальных сетях можно относительно безнаказанно совершать поступки, недопустимые в реальной жизни, например, пограничные способы проявления индивидуальности, свободное высказывание собственной позиции, в том числе распространение экстремистской информации – все это позволяет подросткам

и молодежи реализовывать потребность в самовыражении и достижении определенного статуса среди сверстников.[5]

Обратной стороной эффекта массовой доступности любых форм самовыражения в социальных сетях выступает снижение критического отношения к любой запрещенной информации.

Кроме того, многих подростков привлекает возможность сублимировать накопленную в реальной жизни агрессию на виртуальных собеседниках, выбирая объекты для буллинга с точки зрения принадлежности к определенной расе, полу, вероисповеданию и т.д. С одной стороны можно было бы предположить, что подобная сублимация в виртуальных социальных сетях снизит агрессивность подростков в рамках реального общения, как, например, показывает неоднократно эмпирически подтвержденный эффект от компьютерных игр со сценами насилия на снижение количества насильственных преступлений[6].

Однако, в отличие от компьютерных игр, агрессивное поведение в социальных сетях способствует формированию социальных статусов

жертв виртуального насилия, которые активно переносятся в реальную жизнь. Таким образом, способствуя не просто распространению экстремистской идеологии среди молодежи и несовершеннолетних, но также «подталкивая» их к совершению соответствующих правонарушений в реальной жизни. По данным Фонда Развития Интернет, почти каждый

второй школьник сталкивался в Сети с ситуацией оскорбления (44%), а каждый четвертый (28%) – с клеветой в свой адрес, из них каждый пятый ребенок подвергается обидам и

унижениям либо каждый день, либо 1–2 раза в неделю[7], т.е.

очень часто.

Таким образом, динамика баланса переноса социальных практик порождает конфликтный потенциал между нисходящими возможностями для противодействия распространению информации экстремистского содержания со стороны общества и государства в сетевом пространстве и восходящим потенциалом деформации представлений о социальной

норме в реальной жизни под давлением сложившихся в виртуальном пространстве представлений о возможном и допустимом.

Проведенное исследование позволило прийти нам к следующим выводам: современные подростки и молодежь используют социальные сети каждый день; подавляющее большинство пользователей социальных сетей являются потенциальными потребителями экстремистской информации;

социальные сети воспринимаются местом, где подростки и молодежь позволяют себе поведение отличное от реальной жизни, что обусловлено мнением о безнаказанности и пониженной ответственности за свои действия в Сети.



[1] Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» от 05.05.2014 № 97-ФЗ // ИПС Консультант-плюс

[2] См. подробнее: Халиуллина Л.Г. Права, обязанности и ответственность

блогера как субъекта виртуальной коммуникации // Бизнес в законе. Эко-

номико-юридический журнал. – 2015. – № 3. – С. 168–170.

[3]

Moreno M., Briner L. R., Williams A., Walker L., Christakis D. Real Use or «Real

Cool»: Adolescents Speak Out About Displayed Alcohol References on Social

Networking Websites http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/

S1054139X09001657. (дата обращения 02.04.2017).

[4] Hooper V. and Kalidas T. Acceptable and Unacceptable Behaviour on Social

Networking Sites: A Study of the Behavioural Norms of Youth on Facebook //

The Electronic Journal Information Systems Evaluation, 2012. – Volume 15,

[5] Завилишина М., Милованова Е. Социальные сети и подросток. Дети.

Психологический навигатор. // URL: http://deti.psynavigator.ru/articles.

php?code=135 (дата обращения 10.04.2017).

[6] «Understanding the Effects of Violent Video Games on Violent Crime», by Scott

Cunningham, Benjamin Engelstätter and Michael R. Ward. http://ssrn.

[7] Солдатова Г., Зотова Е., Чекалина А., Гостимская О. Пойманные одной

сетью: социально-психологическое исследования представлений детей и

взрослых об Интернете / Под ред. Г.В. Солдатовой. – М., 2011. – С. 51.

Халиуллина Ляля Гарафиевна

Старший научный сотрудник ФГОУ ВПО «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации»



УРОВНИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ

В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, осуществляемой Национальным антитеррористическим комитетом во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

На отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) могут устанавливаться следующие уровни террористической опасности:

а) повышенный ("синий") - при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта;

б) высокий ("желтый") - при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта;

в) критический ("красный") - при наличии информации о совершенном террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта.

Решение об установлении, изменении или отмене повышенного ("синего") и высокого ("желтого") уровней террористической опасности на территории (отдельных участках территории) субъекта Российской Федерации (объектах, находящихся на территории субъекта Российской Федерации) принимает председатель антитеррористической комиссии в соответствующем субъекте Российской Федерации по согласованию с руководителем территориального органа безопасности в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Председатель антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации незамедлительно информирует о принятом решении председателя Национального антитеррористического комитета.

Решение об установлении, изменении или отмене критического ("красного") уровня террористической опасности на территории (отдельных участках территории) субъекта Российской Федерации (объектах, находящихся на территории субъекта Российской Федерации) на основании представления председателя антитеррористической комиссии в соответствующем субъекте Российской Федерации принимает председатель Национального антитеррористического комитета. Он же определяет срок, на который в субъекте Российской Федерации устанавливается указанный уровень террористической опасности, границы участка территории (объектов), в пределах которых (на которых) он устанавливается, и перечень дополнительных мер, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка.

Срок, на который в субъекте Российской Федерации устанавливается повышенный ("синий") или высокий ("желтый") уровень террористической опасности, границы участка территории (объекты), в пределах которых (на которых) устанавливается уровень террористической опасности, и перечень дополнительных мер, определяются председателем антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, если председателем Национального антитеррористического комитета не принято иное решение.

Председатель Национального антитеррористического комитета при наличии информации может принять решение об установлении, изменении или отмене любого из уровней террористической опасности на территории (отдельных участках территории) одного или нескольких субъектов Российской Федерации (объектах, находящихся на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации) и определить срок, на который устанавливается соответствующий уровень террористической опасности, границы участков территории Российской Федерации (объекты), в пределах которых (на которых) он устанавливается, и перечень дополнительных мер, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка.

Уровень террористической опасности может устанавливаться на срок не более 15 суток.

Решение об установлении, изменении или отмене уровня террористической опасности, а также информация о сроках, на которые устанавливается уровень террористической опасности, и о границах участка территории Российской Федерации (об объекте), в пределах которого (на котором) он устанавливается, подлежат незамедлительному обнародованию через средства массовой информации.

В соответствии с установленным уровнем террористической опасности могут приниматься следующие дополнительные меры по обеспечению безопасности личности, общества и государства:

а) при повышенном ("синем") уровне террористической опасности:

внеплановые мероприятия по проверке информации о возможном совершении террористического акта;

дополнительный инструктаж нарядов полиции и отдельных категорий военнослужащих, а также персонала и подразделений потенциальных объектов террористических посягательств, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, с привлечением в зависимости от полученной информации специалистов в соответствующей области;

выставление на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, местах проведения публичных и массовых мероприятий, в других общественных местах усиленных патрулей, в том числе с привлечением специалистов кинологической службы;

усиление контроля в ходе проведения досмотровых мероприятий в аэропортах, морских и речных портах, на объектах метрополитена, железнодорожных вокзалах и автовокзалах с использованием специальных технических средств;

проведение проверок и осмотров объектов инфраструктуры, теплопроводов, газопроводов, газораспределительных станций, энергетических систем в целях выявления возможных мест закладки взрывных устройств;

проведение инженерно-технической разведки основных маршрутов передвижения участников публичных и массовых мероприятий, обследование потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан в целях обнаружения и обезвреживания взрывных устройств;

своевременное информирование населения о том, как вести себя в условиях угрозы совершения террористического акта;

б) при высоком ("желтом") уровне террористической опасности (наряду с мерами, принимаемыми при установлении повышенного ("синего") уровня террористической опасности):

реализация внеплановых мер по организации розыска на воздушном, водном, автомобильном, железнодорожном транспорте, а также на наиболее вероятных объектах террористических посягательств лиц, причастных к подготовке и совершению террористических актов;

усиление контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации, в том числе должностными лицами, порядка регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту их пребывания и по месту жительства в пределах участка территории Российской Федерации, на котором установлен уровень террористической опасности, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

уточнение расчетов имеющихся у федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий террористических актов, а также технических средств и специального оборудования для проведения спасательных работ;

проведение дополнительных тренировок по практическому применению сил и средств, привлекаемых в случае возникновения угрозы террористического акта;

проверка готовности персонала и подразделений потенциальных объектов террористических посягательств, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, и отработка их возможных действий по пресечению террористического акта и спасению людей;

определение мест, пригодных для временного размещения людей, удаленных с отдельных участков местности и объектов, в случае введения правового режима контртеррористической операции, а также источников обеспечения их питанием и одеждой;

перевод соответствующих медицинских организаций в режим повышенной готовности;

оценка возможностей медицинских организаций по оказанию медицинской помощи в неотложной или экстренной форме, а также по организации медицинской эвакуации лиц, которым в результате террористического акта может быть причинен физический вред;

в) при установлении критического ("красного") уровня террористической опасности (наряду с мерами, применяемыми при введении повышенного ("синего") и высокого ("желтого") уровней террористической опасности):

приведение в состояние готовности группировки сил и средств, созданной для проведения контртеррористической операции;

перевод соответствующих медицинских организаций в режим чрезвычайной ситуации;

усиление охраны наиболее вероятных объектов террористических посягательств;

создание пунктов временного размещения людей, удаленных с отдельных участков местности и объектов, в случае введения правового режима контртеррористической операции, обеспечение их питанием и одеждой;

принятие неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействие бесперебойной работе спасательных служб;

приведение в состояние готовности: транспортных средств - к эвакуации людей, медицинских организаций - к приему лиц, которым в результате террористического акта может быть причинен физический и моральный ущерб, центров экстренной психологической помощи - к работе с пострадавшими и их родственниками;

усиление контроля за передвижением транспортных средств через административные границы субъекта Российской Федерации, на территории которого установлен уровень террористической опасности, проведение досмотра транспортных средств с применением технических средств обнаружения оружия и взрывчатых веществ.

На участках территории Российской Федерации (объектах), в пределах которых (на которых) установлены уровни террористической опасности, могут применяться как все, так и отдельные вышеперечисленные меры.



КОНТАКТЫ


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

· Телефон: +7 (495) 224-22-22

· Почтовый адрес: 107031, г. Москва, ул. Большая Лубянка, д.1/3


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

· Телефон: 02, 112

· Приемная Министерства внутренних дел Российской Федерации:

· Телефон: +7 (495) 667-72-64

· Адрес: г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, д.11

· Почтовый адрес: 119049, г. Москва, ул. Житная, д.16


МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И
ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ:

· Единый "телефон доверия": +7 (499) 449-99-99

· Почтовый адрес: 109012 г. Москва, Театральный пр., д.3













11 сентября 2018 года прошло заседания Рабочей группы при управе Алтуфьевского района города Москвы по вопросам межэтнических отношений, формирования гражданской солидарности, противодействия экстремизму
в молодёжной среде






Указы президента НАК

Как не стать жертвой терракта 

Законы НАК

Памятка по недопущению распространения экстремизма

Экстремизм для образца

Экстремизм. Что это такое и чем это опасно?

Министерство юстиции России разрабатывает законопроект, предусматривающий создание базы экстремистских материалов

В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. указывается, что среди основных источников угроз национальной безопасности выступает экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур

Можно ли говорить об идеологии терроризма?

Экстремизм в виртуальном пространстве

Характеристика терроризма

Действия населения при теракте

Действия при обнаружении взрывного устройства

Действия при эвакуации

Обязанности должностных лиц при обнаружении угрозы террористического акта

Угроза взятия в заложники

Подозрительные предметы

Правила поведения заложников

Правовая основа борьбы с терроризмом